Эффект Глаголевой
В России впервые применили закон, защищающий артистов от фотографов
Головинский суд Москвы удовлетворил иск актрисы Веры Глаголевой к одному из российских таблоидов, взыскав с издателей крупную сумму – 10 тыс. долларов. Разбирательство продолжалось с 2005 года, когда на страницах газеты была опубликована статья, в которой говорилось, что актриса якобы сделала пластическую операцию. Однако наибольший интерес вызвал тот факт, что помимо «ложных сведений» суд установил, что издание виновно в публикации фотографий актрисы без предварительного согласования с ней. Прецедент стал возможен благодаря новой статье в Гражданском кодексе «Охрана изображения гражданина».
Заслуженная артистка России Вера Глаголева решила выяснить отношения с издательским домом в суде с целью доказать, что опубликованные сведения не являются правдой, а напечатанная фотография не была заранее согласована. При этом в 2005 году в России еще не было такого закона, который бы требовал от СМИ визировать каждое фото, прежде чем поместить его на своих страницах. Статья 152.1 «Охрана изображения гражданина», добавленная в четвертую часть гражданского кодекса РФ, вступила в силу только в декабре 2006 года. И теперь на защите рядовых граждан и VIP-персон стоит суровый закон, запрещающий «обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен)» без согласия этого гражданина. Без визы можно обойтись только в том случае, если звезду щелкнули в публичном месте.
Вера Глаголева стала первой из российских звезд, кто защитил себя именно благодаря этой поправке. Теперь, воодушевленный победой Глаголевой, весь российский шоу-бизнес может дружно изъявить желание потребовать компенсацию за моральный ущерб, который им причинили «некрасивые» фотографии, опубликованные в газетах. К слову, именно о таком законе мечтали Александр Абдулов, Олег Янковский и еще 30 любимых народом артистов, когда в мае 2006 года писали письмо Путину с жалобой на «желтые» СМИ. Они просили хоть как-то оградить их частную жизнь от папарацци. И выходит, что их просьба не осталась без внимания. Впрочем, как пояснил «НИ» адвокат Андрей Князев, эта борьба – не больше чем обычная рекламная акция. «И до этого закона было достаточно рычагов воздействия на журналистов за публикацию недостоверных фактов или фотографий, сделанных папарацци. Поэтому я не думаю, что журналистам стоит опасаться, что этот закон станет дубиной, которая все разрушит. Где же мы тогда об этих звездах читать будем, если не в «желтых» газетах?»
Несмотря на то, что эксперты не склонны драматизировать ситуацию и уверены, что звезды не будут бегать в суд после каждой «неправильной» фотографии, все же есть вероятность, что жизнь российских папарацци немного осложнится. А в печатных СМИ будут красоваться только «красивые» звезды, отполированные в фотошопе. И выигранное Верой Глаголевой дело является этому доказательством.