Загадки Магнитки
Комбинат частично раскрыл структуру собственности
Одна из старейших и самых замкнутых металлургических компаний страны — Магнитка готовится к публичному размещению акций. Вчера она опубликовала структуру собственности, не раскрыв при этом конечных бенефициаров. А предполагаемый совладелец комбината Виктор Рашников нанес визит президенту Владимиру Путину — чтобы обсудить будущее крупнейшего меткомбината страны во время и после IPO, считают опрошенные “Ведомостями” эксперты.
Магнитогорский меткомбинат (ММК) произвел в 2006 г. 11,35 млн т стали, выручка по US GAAP — $5,38 млрд, чистая прибыль — $947 млн. Капитализация в РТС вчера — $9,12 млрд. В первом полугодии 2006 г. выручка составила $2,78 млрд, чистая прибыль — $588 млн.
В этом году Магнитке исполняется 75 лет, а весной она намерена провести публичное размещение акций и получить листинг на London Stock Exchange (LSE). Продавать бумаги будет сам комбинат: для этого компания проведет допэмиссию на 13,64% от нынешнего уставного капитала. Сделка может принести Магнитке $1 млрд.
На днях ММК вывесил на своем сайте проспект эмиссии акций для предстоящего размещения. Из документа следует, что 42,44% акций комбината принадлежит кипрской “Минта Холдинг Лимитед”, еще 43,11% — кипрской же “Фулнек Энтерпрайзис Лимитед”, а сами эти компании на 100% принадлежат еще одной кипрской компании — “Стилнет Лимитед”. А 7,37% — у U.F.G. Structured Holdings Ltd. Бенефициары “Стилнет Лимитед” и U.F.G. в проспекте не указаны.
О конечных владельцах Магнитки не известно почти ничего. До 2004 г. Магниткой владели ее “дочки”, “внучки” и связанные с ними компании. А по состоянию на октябрь 2006 г. 20,71% акций ММК было в доверительном управлении “Расчетно-Фондового центра” (“дочка” ММК), 42,27% — в управлении ООО “Меком”, 33,93% — у U.F.G. Structured Holdings Ltd, купившей пакет в интересах менеджмента ММК у государства и “Мечела” в 2004 г. Ни один из офшоров, на этот раз указанных среди акционеров Магнитки, ранее в числе ее собственников не значился. В отчетах, предоставляемых в ФСФР, указано, что компания Steelnet Investment Management SA в 2002 г. стала акционером ЗАО “А-Капитал”, которое в апреле 2003 г. являлось владельцем 22,30% акций ММК.
Рынок называет основным собственником Магнитки самого Рашникова, который руководит комбинатом с 1997 г. У него, возможно, есть миноритарные партнеры, тот же Андрей Морозов, вице-президент компании, управляющей ММК, предполагает топ-менеджер одной из горно-добывающих компаний, знакомый с Рашниковым. У Рашникова и большинства ключевых менеджеров комбината, по данным отчетов ММК в ФСФР, акций комбината нет вовсе. Во многих российских металлургических холдингах также высказывают мнение, будто бы около 20% акций Магнитки контролирует министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Однако в 2005 г. на прямой вопрос “Ведомостей” об этом Христенко заявил: “Подобные слухи гуляют еще с начала 1990-х гг. Поднимите мою декларацию — там ничего подобного нет”.
Окончательную структуру собственности Магнитка обязана будет раскрыть перед IPO, подробности которого, как считают опрошенные “Ведомостями” эксперты, Рашников обсуждал во время вчерашнего посещения президента Владимира Путина. В пресс-релизе комбината по итогам встречи говорится, что Магнитка намерена построить у себя “Стан-5000” и заняться производством труб для Северо-Европейского газопровода, газопровода со Штокмановского месторождения и трубопроводов, поставляющих газ в Китай. А еще Рашников пообещал президенту работать над улучшением качества стального листа, поставляемого автоконцернам. Неофициальная беседа Путина и Рашникова, по словам источника, близкого к Кремлю, длилась недолго, но что на ней обсуждалось, собеседники “Ведомостей” на ММК и в Кремле обсуждать отказались.
Обычно к президенту ходят, если хотят что-то продать, а если каждый будет ходить в Кремль, чтобы обсудить строительство стана, то у президента просто времени не будет хватать, иронизирует аналитик ИБ “Траст” Александр Якубов. Совладелец “Северстали” Алексей Мордашов на встрече с Путиным минувшей весной также обсуждал строительство Ижорского трубного завода, а вскоре объявил о намерении за свои металлургические активы получить пакет в Arcelor. Осенью 2006 г. ArcelorMittal интересовался Магниткой — с менеджерами российского комбината контактировал сын Лакшми Миттала и финдиректор его холдинга Адитья. Конгломерат — не единственный потенциальный покупатель: в разное время компанией интересовались “Евраз”, “Северсталь”, Новолипецкий меткомбинат, а также “Металлоинвест” Алишера Усманова, напоминает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев, считая, что Рашников мог обсудить с Путиным любую из этих сделок. Если эти сделки и обсуждались, то в общих чертах, возражает источник, близкий к Кремлю. Время крупных слияний в российской металлургии пока не пришло, опыт показывает, что владельцам компаний пока непросто договориться между собой, а в этой ситуации оказывать давление сверху было бы неверно, отмечает собеседник “Ведомостей”. Менеджер одной из металлургических компаний полагает, именно IPO Магнитки эту ситуацию может изменить: после того как Рашников получит оценку бизнеса рынком, он задумается о слиянии, считает собеседник “Ведомостей”. Именно это могло стать темой беседы с Путиным, заключает он.