Дед Мороз в синем мундире
Генпрокуратура решила «подарить» на Новый год Ходорковскому, Лебедеву и Невзлину новое обвинение
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев встретят Новый год в СИЗО Читы и «в подарок» скорее всего получат от Генпрокуратуры "долгожданное" обвинение в совершении новых преступлений. Полтора года следствие кормило их обещаниями, и вот вчера общие фразы и намеки наконец приобрели форму более-менее внятных претензий в результате проведенного в СИЗО Читы допроса опальных олигархов.
Одновременно Генпрокуратура предприняла новую, причем весьма экстравагантную попытку заполучить еще одного совладельца ЮКОСа - Леонида Невзлина. Вчера вечером было объявлено, что он может быть причастен к «делу Литвиненко» - бывшего офицера ФСБ, месяц назад умершего в Лондоне от отравления полонием.
Леонид Невзлин уехал из России еще летом 1994 года, почти сразу после начала расследования «дела ЮКОСа», и с тех пор живет в Израиле, где получил гражданство. Власти этой страны неоднократно отказывали России в выдаче Невзлина - Израиль, как и большинство стран мира, своих граждан не выдает. Однако на днях г-н Невзлин приехал в США, и именно с этим, очевидно, связана неожиданная инициатива российской Генпрокуратуры.
Вчера на ее официальном сайте появилось сообщение, из которого следовало, что «дело Литвиненко» может быть связано «с уголовным делом по обвинению ряда руководящих сотрудников НК «ЮКОС» в совершении преступлений против жизни и здоровья граждан». Появились данные, будто «потерпевшие» (очевидно, по «делу Литвиненко») в свое время обнаружили пары ртути, значительно превышающие допустимые нормы, в своих автомобилях, квартирах, загородных домах и офисах как в Москве, так и в Лондоне. По версии Генпрокуратуры, к этим преступлениям мог иметь отношение и г-н Невзлин. В связи с чем Генпрокуратура намерена «поставить вопрос об экстрадиции ряда скрывающихся за рубежом граждан», явно имея в виду самого Невзлина.
Впрочем, эта инициатива вряд ли найдет понимание со стороны США. Американские власти один раз, когда Невзлин туда приезжал в 1995 году, уже отказали России в выдаче Невзлина. Сделано это тогда было в весьма демонстративной форме. Официальные представители не только сослались на отсутствие между Россией и США договора о выдаче преступников, но и прямо заявили, что, выдав Невзлину американскую визу, тем самым сняли вопрос об обсуждении виновности соратника Ходорковского.
Что касается Ходорковского и Лебедева, то, как сообщала наша газета, они были этапированы в СИЗО Читы еще в конце прошлой недели. Там и обнаружили своих подзащитных вылетевшие туда адвокаты. Тогда Генпрокуратура уведомила своих оппонентов лишь о том, что намерена провести с Ходорковским и Лебедевым некие следственные действия, но далее распространяться не стала. В свою очередь в администрации колоний Краснокаменска и поселка Харп ЯНАО, где осужденные отбывают восьмилетний срок по первому приговору, хранили молчание о перемещении своих подопечных.
Тем не менее у адвокатов не было сомнений, что они приглашены в Читу, чтобы присутствовать при предъявлении Ходорковскому и Лебедеву новых обвинений. В пользу этого говорил тот факт, что обещанные следственные действия были расписаны Генпрокуратурой на три месяца вперед - с декабря нынешнего по март будущего года.
И вот вчера в здании читинской тюрьмы, где когда-то бывали и ссыльные декабристы, Ходорковский и Лебедев познакомились со своими следователями. Экс-глава ЮКОСа сразу же заявил им всем отвод. То же самое сделал и Платон Лебедев. «Они исходили из общего недоверия к следственной группе, большинство членов которой занимались расследованием первого дела», - сказал «Времени новостей» адвокат Евгений Бару.
В ответ на протест осужденных им было объявлено о присвоении статуса подозреваемых. Следователи сообщили, что считают Ходорковского и Лебедева причастными к совершению преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК (легализация организованной группой лиц денежных средств или иного имущества в крупном размере, приобретенных в результате совершения преступления). Адвокат Юрий Шмидт вчера пояснил, что речь идет о хищении нефти у «дочек» ЮКОСа и последующем отмывании денег путем выдачи пожертвований общественной организации «Открытая Россия», которая была учреждена в 2001 году и финансировалась этой нефтяной корпорацией и группой компаний «Менатеп». Михаил Ходорковский официально возглавлял правление этой организации, которая ставила своей целью просветительскую, правозащитную и социально ориентированную деятельность.
Следователи Генпрокуратуры давно интересовались финансовыми потоками «Открытой России», а в марте этого года с санкции суда арестовали ее счета сначала на сумму 5,5 млн долл., а потом еще на 200 тыс. руб. Сотрудники общественной организации затеяли судебные тяжбы, пытаясь доказать незаконность ареста своих счетов, но безуспешно. Это дело стало частью собранных следствием материалов по предполагаемой легализации Ходорковским и Лебедевым денежных средств, и, видимо, как раз на сумму арестованных счетов «Открытой России».
Вчера сотрудники Генпрокуратуры ограничились тем, что объявили Михаила Ходорковского и Платона Лебедева подозреваемыми и решили продолжить свои следственные действия сегодня. Вероятнее всего, с официальным уведомлением о присвоении статуса обвиняемых опальным олигархам они вряд ли надолго задержатся.