На краю стою – но подрядчиков дою
«Нафтагаз-Бурение» завален исками на сотни миллионов рублей и уже проигрывает один суд за другим. Но при этом, находящаяся на пороге банкротства компания, продолжает предлагать свои услуги подразделениями Газпромнефти и Роснефти
Ниже падать некуда
Федеральная налоговая служба в лице ИФНС России № 30 по г. Москве подала иск о банкротстве ООО «Нафтагаз-Бурение» в Арбитражный суд города Москвы. Заседание по делу номер А40-270403/2018 назначено на 16 января 2019 года.
Из компетентных источников нашей редакции стало известно о том, что общая задолженность компании «Нафтагаз-Бурение» только по налогам составляет не менее 350 миллионов рублей. Именно эту сумму собирается истребовать через суд с Нафтагаз-Бурения кредитор - ИФНС России № 30 по г. Москве, а заодно и открыть дело о банкротстве компании.
Кстати, о возможности того, что «Нафтагаз-Бурение» находится в предбанкротном состоянии, «Общая газета» в свое время писала и за это на нас подали в суд и даже требовали 50 миллионов рублей компенсации за «испорченную репутацию». Но суд встал на сторону нашего издания. Оно и понятно – как можно испортить то, чего нет?
Что же касается иска налоговиков о банкротстве, то это, в общем-то, не удивительно. К этому давно все шло. В одном из последних материалов на эту тему, мы уже писали о том, что в судах Москвы, ЯНАО и ХМАО накопились десятки исков к «Нафтагаз-Бурению» на общую сумму порядка 800 миллионов рублей.
И, судя по всему, эти многочисленные иски закончатся не в пользу «Нафтагаз-Бурения». И уже есть прецеденты. Не так давно дочерняя компания Нафтагаза проиграла очередной суд. Арбитражный суд города Москвы рассмотрел иск «Сервисной буровой компании» (СБК) к «Нафтагаз-Бурению» о взыскании задолженности по договорам аренды оборудования на сумму 327 млн рублей. И 18 сентября 2018 года суд принял решение в пользу истца.
Наши источники в ООО ««Рус Империал Групп», которая оказала «Нафтагаз-Бурению» услуги на 86 миллионов рублей, но денег своих в итоге так и не получила, в следствии чего была вынуждена подать иск в суд, рассказали, что не верят в то, что даже по решению суда в их пользу они смогут получить свои деньги. Единственная надежда на Газпромнефть и Роснефть – основных заказчиков «Нафтагаз-Бурения» - что они не оставят кредиторов компании бенефициара Токая Керимова».
Дело о буровых установках
А пока кредиторам и партнерам керимовских компаний приходится самостоятельно решать возникающие не по их вине проблемы. К примеру, бывший владелец «Ру-Энерджи Групп» Азад Бабаев уверен, что ранее его фирма стала жертвой рейдерского захвата, а буровые, реальной стоимостью в миллиарды, проданы на торгах за нереально малые деньги.
Бабаев естественно подал иск к конкурсному управляющему Евгению Баськову компании «СБК», принимавшему решение по тем самым буровым установкам. Но прошедший на днях в Салехарде Арбитражный суд, на котором оспаривалась легитимность торгов по продаже буровых, неожиданно оставил все как есть. Неожиданно с юридической точки зрения, но для оспаривающей сделку стороны этот вариант был очевиден. Слишком много поставлено на карту Керимовым, что бы так легко проиграть суд.
И это не смотря на то, что адвокат подтверждал ничтожность сделки судебным актом, согласно которого стоимость могла составлять более 300 млн рублей за каждую буровую. На торгах же все 22 единицы были проданы менее чем за 500 млн.
Что интересно, ответчиком на суде выступал не сам Баськов, а его представитель, а в качестве третьего лица присутствовал представитель «НГ-Бурение», той самой компании, которая купила буровые установки по такой привлекательной цене и которую суд так же привлек к делу.
Позиция «НГ-Бурение» была понятна с самого начала – торги законные, стоимость буровых установок указал специальный оценщик, да и сроки давности по иску прошли.
Однако, редакции стала известна любопытная информация, согласно которой незадолго до проведения спорного аукциона конкурсный управляющий «СБК» Евгений Баськов, сам в свою очередь пытался оспорить другие торги, которые прошли еще в 2014 году. Тогда «Сервисная буровая компания» продала 17 аналогичных буровых установок компании Роснефть почти за 6 млрд. рублей.
Претензии у Баськова возникли по той причине, что те буровые установки находились в залоге у Сбербанка, который ранее оценивал их намного дороже – более 8 млрд. рублей.
Что перемкнуло в голове господина Баськова, не понятно – но в ноябре 2016-го его «СБК» выставила установки по смешной цене примерно в 22,5 млн. руб. за единицу.
На последнем суде ответчики пытались, конечно, доказать легитимность назначенного ценника – мол, проданные установки находились в разной степени изношенности и неудовлетворительном состоянии, а их покупателю – «НГ-Бурению», пришлось потом немало вкладываться в их ремонт и модернизацию.
Однако, представитель истца – Бабаева тут же свел на нет все эти нелепые оправдания, отметив, одинаковую стоимость всех буровых установок в разыгрываемом лоте. Ведь резонно же, что когда установки находятся в разном состоянии – они и стоят по-разному?
К тому же, определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.04.2017 по делу № А81-6181/2013 было установлено, что рыночная стоимость оспариваемых буровых установок составляет не менее 313 588 млн. за единицу товара. Другими словами, конкурсная масса должника, в нашем случае «СБК», должна была существенно увеличиться, примерно, на 6 млрд. рублей.
Однако, выслушав обе стороны, судья постановил – «в иске Азаду Бабаеву отказать, так же как и отказать в ходатайстве ответчиков о не признании Бабаева надлежащим истцом».
Конечно, такое достаточно странное, если не сказать абсурдное решение можно списать на неопытность судьи Александра Джалцанова. Ему всего 36 и стаж работы порядка двух лет, а до этого он «протирал штаны» на должностях секретаря и помощника судьи. И вот тогда возникает резонный вопрос – почему непростой спор двух хозяйствующих субъектов, с огромными суммами в исках, поручают разбирать вчерашнему секретарю? Чтобы, если что, его и крайним назначить?
Едва ли, ведь супруга Джалцанова работает помощницей председателя арбитражного суда ЯНАО Андрея Слесарева. А до этого сам господин Джалцанов был помощником председателя. То есть, человек в судебной системе «свой». Не потому ли, что на тот или иной процесс назнают таких вот «своих» – к этому Арбитражу, по словам знающих людей, уже накопилось немало претензий и от участников других судебных процессов?
Схема бизнеса такая – от Керимова Токая
Что же касается дела по иску бывшего владельца «Ру-Энерджи групп», то вынесенное решение юристы будут обжаловать. Кроме того, они уже направили в ФАС заявление с просьбой проверить сделку по продаже буровых «Нафтагаз-Бурению» по значительно заниженной стоимости по причине возможной договоренности собственника компании «НафтаГаз» Токая Керимова с конкурсным управляющим «СБК» Евгением Баськовым, так имеющего, как указывает ряд интернет-ресурсов, неоднозначную репутацию человека с «темным прошлым».
Например, не без его участия, видимо, произошел в 2010 году скандал с обманутыми дольщиками в Тюмени. Тогда порядка 10 многоэтажных строек были признаны проблемными, число людей, купивших воздух вместо квартир, исчислялось сотнями, а одной из компаний-застройщиков, к которым предъявлялись претензии, было ООО «Зодчие» с директором Евгением Баськовым во главе.
Есть версия, что и в «СБК» он оказался неслучайно – а по протекции неких банкиров. Если учесть, что в одном из тюменских финансовых учреждений работает супруга Баськова, такое вполне возможно. Тем более, как сообщали некоторые СМИ, конкурсный управляющий «СБК» вполне мог реализовывать политику банка, основной целью которой было оспаривание сделки по продаже буровых установок «СБК» Сберлизингу для Роснефти.
И понятное дело, что как человек умный и образованный, Баськов не мог не знать, что стоимость буровых «СБК», которые он позже выставил на торги, многократно занижена. Для чего это было сделано? Можно предположить для того, чтобы не допустить к этим торгам других участников. Такие вопросы решаются обычно «кулуарно».
Тем более, здесь явно просматривался интерес собственника «НафтаГаза» Токая Керимова, которому буровые установки нужны были как воздух для обеспечения заказами «Нафтагаз-Бурение». А значит, владелец мог сделать конкурсному управляющему щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться. Известно, что так называемые «откаты» порой могут достигать 15% от полученной нечистоплотным приобретателем выгоды. Так что, сумма возможного личного интереса господина Баськова здесь может быть с немалым количеством нулей.
Но самое главное во всей этой истории, что предприятие «Нафтагаз-Бурение», как видно из открытых источников и количества исков к нему, действительно находится в предбанкртном состоянии, имеет многомиллиардную кредиторскую задолженность перед банками – и луча надежды в конце тоннеля не предвидится. Но, тем не менее, визуально компания продолжается изображать бурную деятельность и норовит заключить очередные дологосрочные контракты с Роснефтью и Газпромнефтью.
Эксперты полагают, что банкротство компаний Керимова идёт по схеме «домино», когда компании одной группы «падают», то есть, банкротятся одна за другой, унося за собой следующую и следующую. Потом меняются гендиректора, собственники, юрлица; производится ряд других организационно-финансовых манипуляций, в результате которых средства будущих банкротов благополучно исчезают из легального финансового оборота. А проигравшими в этой «игре» остаются клиенты, связавшие свой бизнес с нечистоплотными подрядчиками и, конечно, сотни и тысячи работников предприятий, оставшихся без зарплат и работы.
Сегодня аналитики в один голос утверждают, что с таким количеством исков, да еще после подключения к процессу налоговиков, компания Керимова не сможет выбраться из многомиллиардной долговой ямы.
«Странно только, что должник продолжает набирать объемы работ от заказчиков на следующий год, – пояснил свою позицию один из экспертов. – Не получилось бы так, что собственник выведет деньги из компании и благополучно уйдёт в банкротство. И тогда все останутся ни с чем: как кредиторы «Нафтагаз-Бурения», так и заказчики услуг – нефтяники: Роснефть и Газпромнефть».
Если взглянуть еще раз на вышеуказанный файл судебных исков, там 25 дел на сумму 780 миллионов и по большей части это – «О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам возмездного оказания услуг». То есть, схема до смешного проста – берут заказ, привлекают третью сторону, которая и делает работу – но денег за нее не получает.
Отсюда простой вопрос – зачем таким уважаемым и солидным компаниям, как Роснефть и Газпром связываться с необязательным подрядиком и людьми с «темным прошлым» и туманным будущим? Да, по большому счету, данный керимовский «актив» вообще похож на камень на шее у государства, у бизнеса, да и у тысяч людей. Первое не видит от них налогов, второй – оплаты за свою работу, третьи остаются без средств к существованию. И везде обман, обман, обман. Не пришла ли пора положить конец похождениям подобных «остапов бендеров»?