Упал, отжался, победил
Чемпионом Уимблдона уже в третий раз (2011, 2014, 2015) стал Новак Джокович, который не позволил Роджеру Федереру взять реванш за поражение в прошлогоднем финале, победил - 7:6 (7:1), 6:7 (10:12), 6:4, 6:3 и завоевал свой 9-й титул на турнирах "Большого шлема"
"Теннис - это тот же бокс, но без синяков, поэтому каждый теннисист хотя бы один раз в жизни сравнивал себя с боксером. Разница только в том, что деремся мы не на кулаках, и, как бы хорошо ты ни умел лупить по мячу ракеткой, в теннисе нет ничего более опасного, чем тяжелый психологический удар. Самая болезненная вещь, которую может сделать один игрок другому во время матча, - хотя бы на время вывести его из душевного равновесия и потерять контроль над собой".
Так чемпион Уимблдона-1992 Андре Агасси в своих мемуарах под названием Open, возможно наиболее откровенной в истории тенниса автобиографии, описал суть вида спорта, в котором он не только переживал яркие взлеты и глубокие падения, но нашел наконец свое мужское счастье по имени Штеффи Граф.
Психология теннисных звезд - особая, потрясающе интересная тема. Потому что в теннисе счет на табло гораздо в большей степени, чем в командных играх, зависит от способности спортсмена дирижировать своим внутренним состоянием, а зачастую и маскировать его. Сколько ошибок, допущенных Лионелем Месси, Сидни Кросби или Леброном Джеймсом, могут иметь по-настоящему роковые последствия в отдельном матче? Одна? Две? Три? В теннисе все иначе. Каким бы великим чемпионом ты ни был, сколько бы турниров "Большого шлема" ни выиграл и какое бы количество миллионов ни заработал, любая рядовая эмоция способна роковым образом мгновенно повлиять на результат. Потому что тут сражение идет не стенка на стенку, здесь ты с соперником один на один. Даже если тебя величают гением, зовут Роджером, фамилия твоя Федерер и тебе удалось выйти в финал Уимблдона уже в десятый раз - больше, чем кому бы то ни было еще.
Второй подряд битвы за титул между швейцарцем и Новаком Джоковичем болельщики 33-летнего семикратного победителя The Championships ждали с надеждой на реванш за прошлогоднее, очень обидное и даже в какой-то степени несправедливое поражение своего кумира в пяти партиях. Причем надежда эта базировалась не только на безупречной игре Федерера в полуфинале с Энди Маррэем, который Александр Метревели назвал едва ли не лучшим матчем в карьере швейцарца по качеству игры, но и на прогнозе погоды. В случае дождя (вероятность его, кстати, была довольно высока) крышу над Центральным кортом пришлось бы задвинуть. А Федерер под крышей - это ведь еще куда более опасный Федерер.
Превращать Центральный корт в зал с травяным покрытием, однако, не понадобилось. Но Федерер все равно начал финал очень резво и по большому счету делал все, что хотел. Атакуя в любых, даже не самых подходящих для этого ситуациях, он постоянно старался вызвать у Джоковича ощущение неуверенности, в чем и преуспел, выиграв в середине первой партии 10 очков подряд и взяв чужую подачу в 6-м гейме.
Новак, впрочем, оказался готов к такому развитию событий и вышел из состояния грогги практически мгновенно. Уже в 7-м гейме он вернул сопернику должок, причем это был отнюдь не рядовой случай. Федерер, который в шести предыдущих поединках на Уимблдоне позволил своим соперникам заработать всего 4 брейк-пойнта, потерял свою подачу впервые с… матча первого круга предыдущего турнира в Галле, где он встречался с Филиппом Кольшрайбером. А затем был тай-брейк, который Роджер откровенно провалил - 6:7 (1:7).
Вторая партия получилась не менее интересной. По качеству игры, которое в те минуты демонстрировали соперники, это был практически образцово-показательный матч. Непросто порой приходилось обоим, но в итоге все закончилось вторым подряд тай-брейком, по ходу которого Федерер отставал - 3:6. При счете 5:6 Роджер взял очко в розыгрыше из 27 (!) ударов, спас в общей сложности 7 сетболов и в конце концов уравнял ситуацию в матче - 7:6 (10:8).
Новаку, конечно же, было жутко обидно, но даже эта неудача смогла вывести его из себя. У Роджера же тем временем явно подсела концентрация. Иначе не объяснить, почему на брейк-пойнте, который Джокович заработал в 3-м гейме следующей партии, швейцарец из выгоднейшего положения у самой сетки, да еще к тому же высокого отскока, залимонил мяч в далекий аут.
Этот момент оказался ключевым. Федереру не помогли ни 20-минутный антракт из-за дождя, который все же ненадолго заморосил и прервал игру минут на 20, ни горячая поддержка трибун Центрального корта. В 5-м и 9-м геймах четвертого сета он, уже заметно нервничая, дважды терял подачу. И Джокович, который в этот день несколько падал на скользкую траву, но ритмично отжимался и быстренько вставал, оказался на сей раз уже безоговорочным победителем.