«Тихая война» Игоря Юргенса
На днях в интервью агентству Reuters Игорь Юргенс заявил, что президент России Дмитрий Медведев ведет «тихую войну» с «кремлевскими кланами», «сторонниками жесткой линии». Президент якобы борется с ними «за возможность исполнить свои программные обещания об установлении верховенства закона, борьбе с коррупцией и расширении свобод».
«Если Медведев не создаст в этой борьбе коалицию, он проиграет, как некоторые прошлые реформаторы в российской истории, - пророчествует Юргенс. - Если же ему удастся выстроить подобную коалицию, он победит». Однако, ни одного примера «тихой войны», ни одного имени таинственных «кремлевских кланов», с которыми глава государства ведет «тихую войну», в интервью не сыскать. Попытки прояснить ситуацию непосредственно у г-на Юргенса успеха не имели. Каких-либо комментариев не последовало ни от руководителя Института современного развития, ни от его пресс-службы.
Не стоит, наверное, говорить, что «этого и следовало ожидать». С другой стороны, Игорь Юргенс обладает достаточным опытом публичной деятельности, чтобы понимать простую вещь - слово не воробей. И если уже речь зашла о «тихой войне», то неплохо было бы привести примеры для убедительности. Ибо любителей конспирологии и теории заговоров в российских околополитических кругах и без вице-президента РСПП предостаточно.
Впрочем, все это одна сторона медали. Другая гораздо более прозаична. «Влиятельный предприниматель, который руководит консультирующим президента исследовательским центром», - так рекомендует Reuters своим читателям Игоря Юргенса. Прозрачнее намека не придумаешь - вот насколько близок к главе российского государства «влиятельный предприниматель». И раз уж такой человек говорит о «войне кремлевских кланов с президентом», то не иначе такая «война» имеет место быть.
Честно говоря, с момента своего создания в марте этого года Институт современного развития ничем особо примечательным в своей деятельности не отметился. Вполне заурядный «исследовательский центр», коих в России предостаточно - ничем особым от себе подобных не отличается. Вот разве что недавно ИСР стал одним из организаторов «круглого стола» по проблеме развития индустрии компьютерных игр. Тема важная, безусловно. Только как-то с трудом верится, что для высшего российского руководства она является одной из приоритетных...
Впрочем, компьютерными играми сфера интересов Института не ограничивается. В конце апреля Игорь Юргенс пообещал в течение года выяснить, что нужно для того, чтобы в России появился средний класс. Планы грандиозные - глава ИСР пообещал провести масштабные «полевые исследования» в едва ли не во всех регионах страны. Заодно поиски должны дать ответ на вопрос о том, не нужна ли русским «другая демократия».
Правда, коллеги Юргенса по экспертному сообществу (которые, вообще говоря, достаточно хорошо осведомлены о том, кто чем занимается), о столь грандиозных планах возглавляемого им Института почему-то не осведомлены. «Ничего не могу сказать про институт Юргенса, потому что ничего не знаю о его деятельности», - заявил политолог Дмитрий Гусев. Несколько странная ситуация для консультирующего президента исследовательского центра...
Впрочем, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев считает, что интервью Игоря Юргенса как раз и было попыткой «раскрутки» возглавляемого им Института: «У него стоит задача продвижения и увеличения влияния Института современного развития. Естественно в его интересах, даже если не ведется никакой «войны» и нет проблем, все равно в его интересах подчеркивать те проблемы, которые якобы могут быть у президента. С тем, чтобы принять участие в формировании той коалции, о которой он говорит. А может быть получить и поручение создать такую коалицию. Поэтому Игорь Юргенс в этом плане заинтересованный человек и поэтому нужно обращать внимание на эту заинтересованность».