«Паровоз» с запасного пути
Госдума и региональные парламенты могут стать более востребованными для отставных чиновников
Возвращение Сергея Миронова в Госдуму и гипотетическая вероятность попадания в парламент Юрия Лужкова, вновь подняли проблему роли и значения так называемых «паровозов» в избирательном процессе. Эксперты отмечают, что подобная тактика вводит избирателя в двойное заблуждение.
Сначала возглавляющий список крупный чиновник или губернатор отказывается от своего мандата, а затем, когда уже все забывают про то, что он «тащил» этот список, неожиданно возвращается в «депо». Не исключено, что некоторые из изгнанных чиновников или губернаторов все более активно будут использовать свой так называемый отложенный мандат, чтобы вновь вернуться в публичную политику.
Кандидаты в депутаты Законодательного собрания Свердловской области теперь, в случае своей победы на выборах, могут отказаться от места в парламенте два раза. Такие поправки приняли недавно областные депутаты. Означает это то, что если кандидат в депутаты не идет работать в местный парламент, то по новым нормам в избирательном кодексе он не исключается из списков. До этого права стать депутатом «отказники» лишались сразу и навсегда. Теперь же у «паровозов» общеобластных списков появился дополнительный шанс усесться в депутатское кресло. Ранее подобная норма существовала лишь на федеральном уровне для депутатов Государственной думы.
Именно подобной нормой на федеральном уровне только что воспользовался экс-глава Совета Федерации Сергей Миронов, который был кандидатом в депутаты в Госдуму в 2007 году. Правда, ради проведения в жизнь этой нормы пришлось потесниться депутату Елене Вторыгиной, уступившей свой мандат старшему товарищу по партии «Справедливая Россия». Именно она четыре года назад попала в нижнюю палату вместо г-на Миронова. По такому же принципу имеет реальный шанс получить кресло депутата Госдумы и бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Это произойдет в том случае, если тульским губернатором станет заместитель председателя думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев.
По закону «О выборах депутатов Госдумы», освободившийся депутатский мандат сначала передается лидеру региональной группы. В данном случае это бывший мэр Москвы Юрий Лужков, возглавлявший московский список «Единой России». В главе 12 закона «О выборах депутатов Госдумы» говорится, что «постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе федерального списка которой он был избран, вправе предложить Центральной избирательной комиссии кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же федерального списка». Депутат Госдумы, бывший член ЦИК с совещательным голосом Вадим Соловьев поясняет, что если глава списка решит воспользоваться своим правом и занять кресло в парламенте, то воспрепятствовать его возвращению по закону никто не сможет.
Такие возвращения «паровозов» в большую политику стали возможны благодаря механизму «отложенного мандата». Крупный чиновник или губернатор, стоявший во главе списка и сыгравший роль «паровоза», может временно отложить свой мандат. А потом, в случае изменения своей чиновничьей судьбы, используя удачное стечение обстоятельств, получает реальный шанс получить законный пропуск в парламент. При условии, конечно, что это кресло освободится или его кто-то покинет добровольно. С такими вариантами, как выясняется, больших сложностей не возникает.
Совет Федерации и Госдума оказываются запасным «депо» для таких, списанных с больших магистралей «паровозов». Если раньше такой «локомотив» тащил список, то получается, что теперь список проталкивает «локомотив» в большую политику, откуда его ушли. Например, как объявили представители «Единой России», после декабрьских выборов в Госдуму их фракция обновится более чем на треть. Так что рабочие места для «отставников» в органах власти появятся.
А пока в конце 2010 года в здании на Охотном Ряду едва не оказался экс-президент Башкирии Муртаза Рахимов. Такая возможность представилась ему после того, как сложил с себя полномочия в связи с назначением на должность вице-премьера Башкирии депутат Госдумы Эрнст Исаев. Точно такой же корочкой депутата чуть не обзавелся бывший губернатор Иркутской области Александр Тишанин. Оба бывших государственных деятеля стояли первыми номерами в региональных списках. Но по разным причинам и Рахимову, и Тишанину пришлось написать письма с отказом от отложенного мандата.
Предстоящие выборы в Госдуму могут быть использованы для частичной замены губернаторов, полагают эксперты. Именно в думские кресла будут усаживать глав регионов, которых отправят в отставку, считает руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский. Речь будет идти о тех губернаторах, которые доказали свою недееспособность, проявили нерасторопность на выборах или же находятся в сложных отношениях с влиятельными федеральными чиновниками. В подобные «синекуры» уже отправляли многих глав регионов. Например, думский мандат после отставки получил губернатор-старожил из Ярославской области Анатолий Лисицын. Таким образом, он поплатился за невысокие 53% голосов, отданных за «Единую Россию» в области. А губернатор Смоленской области Виктор Маслов, сумев обеспечить партии власти лишь чуть более 50% голосов, стал сенатором.
Как Госдума, так и Совет Федерации все больше будут становиться почетным пансионом для отставных чиновников и губернаторов. Правда, сейчас большую ценность места в Госдуме, которые через полгода придется освобождать, не представляют. А вот в новом сезоне не исключен новый приток «беженцев» из числа «паровозов». Кому места не хватит в столице, могут устроиться в местных законодательных собраниях. По мнению политолога Ростислава Туровского, набирает силу тенденция, когда депутаты федерального парламента будут становиться во главе региональных списков и претендовать на места в областных законодательных собраниях. «Это дает им гарантии хоть на какое-то место «под солнцем», – пояснил эксперт. – Эдакая своеобразная подстраховка от непопадания в Госдуму или от невключения в федеральный избирательный список».
Массового притока «паровозов» в Госдуму не предвидится, спорит с коллегой руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Сейчас думский мандат ничего не дает, – говорит эксперт. – Дума мало что решает, выступая лишь в качестве площадки для публичной политики. Кроме того, поскольку в обществе появился запрос на модернизацию, то будут приветствоваться новые лица».
Все зависит от ситуации, полагает руководитель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. «Если человек хочет продолжать политическую борьбу, а тем более, если он является лидером партии, то он будет это делать, – сказал депутат. – А если он был «паровозом» с чисто административными функциями, то после своего ухода он уже вовсе не «паровоз», а нечто совсем другое». По мнению г-на Крашенинникова, такие рокировки из исполнительной сферы в законодательную и обратно в порядке вещей. Он уверяет, что во многих странах, например в Европе, это вполне распространенная практика. И там если человек из парламента идет на административную работу, а затем по каким-то причинам оттуда уходит, то он возвращается в парламент.
Противоположного мнения придерживается адвокат Вадим Прохоров. На его взгляд, сама практика «паровозов» совершенно порочная и незаконная. А когда эти «паровозы» еще и нежданно-негаданно вдруг возвращаются, то это еще хуже. «По сути, это введение избирателя в заблуждение, – сказал эксперт. – Люди голосовали за Лужкова, Шаймиева. А получают людей из второго, третьего или четвертого ряда. Это является нарушением 32-й статьи Конституции. Избиратели голосуют за одних, проходят другие, да еще и спустя несколько лет после выборов, третьи». Избирателя никто не спрашивает.
Адвокат рассказал, что в Страсбурге сейчас принята к рассмотрению жалоба по поводу незаконного использования в России системы избирательных «паровозов», которая была подана еще в 2004 году представителями партии «Яблоко», КПРФ, а также группой граждан. Юрист считает, что эти правила сохраняют как своеобразную страховку для неудачливых чиновников. Это способ для узкого круга властной элиты оставаться у власти с определенным иммунитетом, «не губернатором, так депутатом, не сенатором, так еще кем-нибудь». «Если чиновник вел себя соответствующим образом, лояльно, то он всегда имеет шанс остаться при власти в том или ином качестве», – говорит г-н Прохоров. И как способ удержания власти это будет иметь все большее распространение. Некоторые деятели на всякий «пожарный случай» становятся даже «деревенскими» депутатами, видимо, с расчетом, что со временем могут стать сенаторами. Поскольку сейчас, чтобы стать членом Совфеда, нужно быть представителем местного законодательного собрания.