Как Ротенберг подставил Путина и Медведева
Реакция общества на систему «Платон» говорит о снижении кредита доверия к власти и росте негативных настроений в отношении Правительства и Президента
Политический градус вокруг системы взимания платежей с грузовых машин весом более 12 тонн «Платон» повышается с каждым днем. Формально экономическая мера, новый налог, вызвала массовое неприятие в обществе. Принятая в пользу частной структуры семьи Ротенбергов, она сыграла роль куммулятивного снаряда, сведя в одну точку недовольство россиян политикой правительства и близких к руководству страны олигархов. Такого результата инициаторы проекта явно не ожидали.
Схема развития протеста против «Платона» была такова. Сначала дальнобойщики выступали не против системы как таковой, а против тарифов, отсутствия тестового периода и принятия решения без учета интересов бизнеса. Поскольку правительство в лице Минтранса и Росавтодора не услышала первую волну критики, то тогда усилился «пункт Ротенбергов». Акцент перенесли на недобросовестность расчетов Минтранса, нарушения в проведении конкурса по отбору исполнителей, абсолютную непрозрачность распределения итоговых средств.
В ответ чиновники заявили, что никто отменять «Платона» не будет. Видимо тогда же и было принято решение подавить протест не переговорным, а силовым путем. Последовал информационный вброс о просьбе к МВД проверить организаторов первых акций протеста и выяснить, «кто за этим стоит». Дальше события развивались по традиционной схеме: дальнобойщиков объявили чуть ли не агентами зарубежных спецслужб, а их действия назвали проявлениями антигосударственного и антипатриотического характера, направленными на расшатывание политической стабильности в стране. Нанятые «тролли» вбрасывают тезисы из серии «страна воюет, а вы, предатели, Майдан устраиваете». Признавать собственные ошибки в правительстве явно не собирались. Маховик противостояния раскручивался, а затраты на попытки нейтрализовать общественное возмущение стали расти с каждым днем. За семью Ротенбергов отдувается чуть ли не вся властная вертикаль. ДПС и полиция работает в усиленном режиме, в деле уже побывал ОМОН, информационная машина включена на полную катушку, депутаты Госдумы также отрабатывают свои зарплаты. Ведомство Шойгу пока в стороне…
Коммунисты, вперед!
Тему «Платона» быстро подняли партии, понявшие, на чем можно сыграть в преддверии выборов-2016. Благо, кампания уже, пусть и неофициально, но началась. Пока «Единая России» с ОНФ дружно хранили молчание, повинуясь указаниям сверху, в дело ввязалась КПРФ.
Выступление коммунистов на стороне дальнобойщиков очень хорошо легло в русло их политических заявлений по поводу олигархического бизнеса в стране и политике правительства, неоднократно делавшихся ранее. Конечно, любители конспирологии могут предположить, что Администрация Президента попросила КПРФ «оседлать» протест, чтобы сделать его более управляемым и свести на нет без применения силовых мер. Некоторые основания для этого есть. Но все-таки вряд ли такое предположение соответствует действительности. Более того, пару дней назад представители КПРФ заявили прямо: «Президиум ЦК КПРФ поставил задачу поддержать требования перевозчиков и добиться отмены системы взимания платы «Платон». Поэтому предлагаем проследить, как менялись содержание и тональность слов представителей партии в отношении «Платона». Хотя бы по основным пунктам.
Начиналось все довольно ограничено. И через регионы. 17 ноября представители КПРФ в Заксобрании Ростовской области выступили с предложением отменить соответствующее постановление Правительства России. Говорили вежливо и без напора. «Инициатива правительства Российской Федерации о введении нового налога на большегрузный транспорт приведет, с точки зрения экспертов, к росту конечных продуктов. В итоге, эти деньги должны будут оплачивать простые граждане, причем, самые незащищенные. Поэтому мы предлагаем на Законодательном собрании принять соответствующее решение и обратиться к правительству Российской Федерации», - подчеркнул руководитель фракции КПРФ Евгений Бессонов.
Но параллельно коммунисты готовили наступление по всем фронтам. 26 ноября Президиум ЦК КПРФ распространил официальное заявление по ситуации. Акценты делались как на нарушение правовых норм, так и на личностях выгодополучателей проекта. Пусть и завуалировано. «Новые платежи являют собой двойное налогообложение, поскольку владельцы транспорта уже отчисляют платежи в дорожный фонд по тем же основаниям, что и в систему «Платон». Двойное налогообложение не допускается международным правом, - говорилось в документе. - Государственный сбор поручено администрировать не налоговой инспекции, а частной фирме, которая не имеет права на осуществление государственных полномочий. В этом усматривается грубое нарушение действующего законодательства в интересах конкретного владельца фирмы «Платон»».
Заявление было сделано в крайне резком тоне. КПРФ в лице Геннадия Зюганова, чья подпись стояла под заявлением, уже не просила, а требовала. «Президиум ЦК КПРФ обращается к президенту и правительству России с требованием отменить нормативные акты, связанные с уплатой противозаконного дорожного сбора с большегрузных автомобилей, компенсировать моральный и материальный вред за вынужденные простои автотранспорта, вызванные введением системы «Платон». Считаем необходимым привлечь к ответственности организаторов антинародной инициативы, прикрывающей монополистов в транспортной сфере».
Пика публичные заявления КПРФ достигли в письме зампреда ЦК КПРФ, депутата Госдумы Валерия Рашкина Владимиру Путину, направленном 29 ноября. В нем он учел все антиплатоновские моменты, которые оформились за две недели. В том числе, и угрозу для всех видов АТС, а не только большегрузных автомобилей. «Органы власти изначально взяли курс на игнорирование требований транспортников и на принятие только паллиативных мер, слегка смягчающих недовольство, но не решающих возникшую проблему», «вместо организации полноценного диалога, органы власти начали затягивать время, ожидая, что транспортники, неся материальные потери от простоя, согласятся принять навязанные им условия. При этом были приняты меры по расколу протеста, подкупу лидеров транспортных профсоюзов», «Однако власть немедленно начала чинить препятствия акциям транспортников. Почти повсеместно органы власти запрещают проведение митингов 5 декабря. Большегрузы, приближающиеся к Москве, останавливают, досматривают и, по имеющейся информации, заставляют давать подписку о неучастии в протестах, запугивают уголовной ответственностью. Есть сведения, что на подъездах к Москве стягиваются БТР, правоохранительные органы готовы применить силу к «дальнобойщикам», если они не откажутся от участия в протесте», пишет Валерий Рашкин.
Надо признать, что это обращение, наверное, стало самым качественным документом с точки зрения соблюдения конституционных прав граждан России. Рашкин сознательно ушел от политсоставляющей, чтобы не дать обвинить партию в политических играх. Политика прозвучала лишь в конец. «Воспрепятствование этим акциям, применение к протестующим силовых мер может серьезно дестабилизировать ситуацию в стране, делигитимировать власть».
Что предлагает Рашкин? Отменить систему, дать провести митинг и гарантировать соблюдение конституционных прав. Никаких призывов на баррикады. Наоборот, легитимную власть по-парламентски выдержанно просто предупреждают.
Параллельно КПРФ выступила со-организатором митингов дальнобойщиков в регионах. Например, 29 ноября в Казани в парке Тенчурина на такое мероприятие вышли более 500 человек. «Правительство в очередной раз не прислушивается к своим гражданам, поэтому оно должно уйти в отставку! Господа министры, создайте рабочие места, дайте пенсии, стройте дороги. Государство должно служить гражданам. Это новый оброк на плечи водителей, которые в кредит, которые в лизинг взяли эти машины», - заявил лидер коммунистов в Госсовете Татарстана Хафиз Миргалимов. 30 ноября прошел совместный пикет в Курске с требованием отменить «Платона». Помогли коммунисты и с организацией таких же акций в Орле, Красноярске, Нижнекамске, Самаре и других городах России.
В то же время представители КПРФ точечно указывают на негативные последствия введения системы для социально значимых сфер жизни. Так, депутат Законодательного Собрания Свердловской области от КПРФ Владимир Коньков считает, что введение системы «Платон» в России увеличит стоимость строительства до 10%. По мнению уральского парламентария, основная проблема «Платона» состоит в том, что никто не просчитал ее экономическую эффективность.
«Не получится ли так, что, ощипывая бизнес по мелочам, существенно снизится доходная часть бюджета? - говорит Владимир Коньков. - При сокращении производства и рабочих мест всегда наблюдается уменьшение налоговых отчислений! Государство, получая копейки с перевозчиков, может потерять миллиарды рублей по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль и т.д. А население столкнется с удорожанием выпускаемой предприятиями продукции».
На 5 декабря КПРФ анонсировало проведение Всероссийской акции протеста под лозунгом «Платон» должен уйти вместе с правительством!». Совершенно очевидно, что партия уже работает на будущие выборы, оседлав болезненные для общества, причем конкретные, а не абстрактные, темы.
Несмотря на такую активность и учитывая особенности заявления Валерия Рашкина, не совсем ясно, действительно ли КПРФ будет «стоять до конца». С одной стороны, партия поддерживает дальнобойщиков и требует отмены «Платона». С другой, видна какая-то половинчатость. В резолюции казанского митинга содержится требование не об отмене, а об установлении моратория на введения системы до 1 ноября 2017 года. Ну и отставка главы минтранса. А на митинге в Орле депутат Госдумы от КПРФ Иконников заявил водителям: «Если так все будет продолжаться, мы дойдем и до революционной ситуации». И тут же оговорился: «Но не дай Бог до этого доходить».
А что другие?
Протесты дальнобойщиков практически не поддержала ЛДПР. Что предсказуемо. Владимир Жириновский как-то вяло обмолвился о необходимости диалога. Исключение составили представители партии только в Архангельской и Орловской областях. Они выразили одобрение участникам митингов.
ЯБЛОКО также местами поддержало акции протеста (в том же Орле), отправив в итоге в Правительство РФ предложение «ввести мораторий на систему «Платон» ввиду ухудшающихся социально-экономических показателей и нецелесообразности введения новых налогов и сборов».
«Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект о введении моратория до 1 ноября 2017 года. Более радикальных заявлений партия не делала.
***
А пока в ожидании 5 декабря участники будущих акций, как говорится, сосредотачиваются и вырабатывают требования. На сходе дальнобойщиков в Ростове-на-Дону водители из Чечни, Дагестана, Ставрополья и других субъектов (в целом, 15 регионов) РФ записали видеообращение к российской власти. Водители обещают, что если 3 декабря система сбора за проезд «Платон» не будет отключена, то они подключатся к «маршу на Москву». «Мы не хотим бузы, мы хотим кормить свои семьи, мы хотим честно работать, мы хотим честно зарабатывать свой хлеб и помогать Родине перевозить грузы», - говорится в видеообращении.
«Может быть, лучше честно сказать: «НЭП закончился – началась коллективизация?» спрашивают перевозчики из Татарстана. «Ротенберг хуже ИГИЛ» - самодельная растяжка из простыни украшает грузовик с дагестанскими номерами. Глас народа, что сказать... Интересно одно: кто из этих зол для нашего правительства лучше?