Алла Бурцева: Мы обязаны возвращать имена героев, таких как Мушфиг
Мы до сих пор восстанавливаем свою историю. Историю культуры, литературы, поэзии, вспоминаем, возвращаем забытые имена. Это нужно для того, чтобы в полной мере осознать ту великую и трагическую эпоху, потребовавшую столько жертв от наших народов. Прекращать поиски, какими бы они не казались уже далекими от современности, нельзя.
Как сказано – кто выстрелит в свое прошлое из пистолета, будет в будущем расстрелян из пушек. Мы должны принять все, что происходило с нашей Родиной – и плохое, и хорошее, и возвышенное, и низменное, наш опыт тех лет – залог строительства будущего.
Сегодня я узнала из прессы, сообщившей с утра много нерадостной информации, весьма светлую новость. В Азербайджане при проведении поисковых работ найдены останки, предположительно принадлежащие известному азербайджанскому и советскому поэту Микаилу Мушфигу.
Поэт Микаил Мушфиг – одна из бесконечно трагических жертв времени, не щадившего ни правых, ни виноватых. Если все-таки удалось найти его останки, чтобы поклониться человеку, много сделавшему для советской литературы, для тюркской и славянской поэзии, то великая благодарность тем, чьи старания завершились успехом.
Я присоединяюсь к словам предпринимателя Фархада Ахмедова, по чьей инициативе проводились поиски, которые он написал в письме к министру культуры Азербайджанской республики Абульфасу Гараеву. Когда речь заходит о репрессиях времен СССР, всегда надо помнить, что все мы, каждый из нас, в долгу перед невинными жертвами того периода. И мне кажется, просто кощунственно для чиновника такого уровня, как министр культуры, говорить, что кто-то может использовать поиски жертв тридцатых годов как возможность для самопиара.
Как пишет Ахмедов, судьба могла так распорядиться, что Мирджафар Багиров (первый секретарь Азербайджанской ССР, возглавлявший республику в 1935-1955 гг., его останки также нашла и идентифицировала с помощью экспертиз группа энтузиастов Фархада Ахмедова – ред.) — один из главных организаторов сталинского террора в Азербайджане, и Мушфиг — одна из многочисленных невинных жертв того террора, могут лежать почти рядом. «Расстрел мог свести их безымянные могилы в одной точке Азербайджана, - пишет меценат. - Перед Всевышним все равны. Это урок всем нам. Надо помнить, что лучший судья - это время и память. Не надо искать чьих-то злых намерений там, где их нет, надо делать все, чтобы вопрос об останках поэта стал не поводом для раздоров и споров, а примером плодотворного сотрудничества министерства, творческих союзов и общественности».
На мой взгляд сказано очень верно. Наши народы исторически рядом, вместе, наши истории тесно переплетены, наши культуры взаимодействуют сотни лет. Например, никто не сможет устранить из истории русской музыки Муслима Магомаева и Полада Бюль-Бюль Оглы. Наши актеры, режиссеры, писатели, художники живут в теснейшем культурном братстве. Нужно открывать давно забытые имена, и тесно взаимодействовать в будущем, обогащая оба народа.
Автор - пресс-секретарь Александро-Невского храма - Патриаршего Подворья при Московской городской думе