«Огонек» надежды
Сохранившиеся в центре Москвы детские клубы и досуговые центры напоминают заповедники, так как желающих отобрать недвижимость у таких владельцев предостаточно. Охота на привлекательные объекты не прекращается. Стоит на мгновение потерять осторожность и… «было ваше - стало наше». Ни для кого не секрет, что «браконьеры» - это, в первую очередь, действующие либо бывшие столичные чиновники. История неравной битвы, которую ведет детский клуб «Огонек» с руководством московского ГУП ЭВАЖД, по сути, рассказ о том, как с помощью профессиональных чиновничьих уловок можно «отжать» понравившееся помещение у старинного детского центра.
«Огонек» занимает подвальное помещение в доме Совмина на Фрунзенской набережной, дом 50, на протяжении последних 52 лет. Менялись московские власти, общественный и политический строй, а в клубе тихо занимались своим делом: занимались с детьми музыкой и танцами, развивали в спортивных секциях, готовили их к школе, учили доброму и вечному. Руководство «Огонька» свой статус автономной некоммерческой организации (АНО), возможно, понимало слишком буквально: с городскими чиновниками педагоги в тесных отношениях не были, ничего не просили, глаза не мозолили. Нынешнее обращение директора «Огонька» Ольги Перовой к прессе вынужденное - другого способа рассказать о грабительском характере деятельности руководства ГУП ЭВАЖД не осталось - письма и обращения в столичную мэрию до этого момента конкретных результатов не дали.
До 1992 года клуб был на гособеспечении, потом перешел на хозрасчет и с 1994 года стал автономной некоммерческой организацией АНО «Детский клуб «Огонек». В то же самое время дом Совмина, как и все столичные высотки, перешел в хозяйственное ведение столичного ГУПа ЭВАЖД (эксплуатации высотных административных и жилых домов). Получив в хозяйственное ведение такое богатство, тогдашнее руководство не обращало внимания на детский клуб. С середины 90-х до 2008 года «Огонек» занимал помещение по договору о сотрудничестве: дети сотрудников ГУПа получали обучение бесплатно, местное управление ГУПа использовало помещение клуба для проведения собраний и праздников.
Причины подобной удивительной благотворительности выяснились позднее: оказалось, что у ГУПа не было никаких бумаг, подтверждающих права на помещение «Огонька». Более того, до 2010 года формально их не было и у Департамента имущества Москвы! То есть до этого момента городская собственность была, но документов на нее у чиновников не было.
Далее произошла следующая интересная история: в 2008 году руководству клуба было предложено обратиться в ГУП ЭВАЖД для оформления долгосрочного договора аренды. Что и было сделано: «Огонек» написал тогдашнему руководителю ГУП ЭВАЖД Борисову А.В. письмо с просьбой о заключении договора аренды. ГУП ответил согласием, хотя на тот момент никакого отношения к помещению клуба не имел и должен был бы перенаправить руководство «Огонька» в Департамент имущества. Но вместо этого руководство ГУПа бросилось оформлять хозяйственные права на помещение клуба. Следующий глава ГУПа Николай Немов под разными предлогами затягивал оформление долгосрочного договора аренды с «Огоньком», поскольку продолжал добиваться от Департамента имущества передачи прав хозяйственного ведения на перспективное помещение.
«Когда в октябре 2011 года, после многочисленных обращений руководства, родителей и педагогов, в «Огонек» пришли инспектора Департамента имущества Москвы, первым их вопросом было - как вообще ГУП сумел получить права на данное помещение?» - рассказывает Ольга Перова. Потому что ни одна коммерческая структура не может осуществлять «хозяйственное ведение» помещения, принадлежащего городу, при том, что эта коммерческая структура не имеет никакого отношения к деятельности детского учреждения, которое занимает данное помещение более 50 лет.
«Сейчас понятно, - продолжает Ольга Перова, - все делалось с одной целью, заключить заведомо неравноправный договор, а в последствии, повышая аренду, выселить детский клуб». Но с господина Немова спрашивать бесполезно: после многочисленных скандалов вокруг ГУП ЭВАЖД и возбуждения уголовного дела о мошенничестве с произвольным завышением платежей на миллиарды рублей, летом 2011 года он просто исчез, возможно, подался в бега.
Теперь юристы говорят педагогам «Огонька»: «Напрасно вы верили словам мошенника, который в тот момент управлял солидным куском городской собственности, и вообще, казался респектабельным человеком». Тогда Николай Немов говорил, что договор будет формальностью, что дети - это святое, что нужно сохранять подобные детские центры и что арендная ставка будет минимальной. Обещал учесть в счет платежей проведенный клубом капитальный ремонт: подвальное помещение «Огонька» педагоги на свои средства буквально восстановили из руин.
Как только летом 2010 года договор аренды был готов для подписания, все договоренности были «забыты», аренда поднялась до рыночной ставки – 8300 рублей, но из «особой милости», Немов применил понижающий коэффициент, уменьшив ее до 5100 рублей за квадратный метр в год. На других условиях ГУП отказался предоставить клубу помещение – или такой договор, или извините, но помещение придется покинуть. Ремонт конечно сделан, но ведь ГУП об этом не просил, так что на компенсацию тоже рассчитывать не стоит - если хватило на ремонт, то хватит и на аренду. И вообще, нужно клубу определиться: «Если хотите заниматься любимым делом, то для этого нужно чем-то жертвовать», - таким было последнее напутствие г-на Немова.
В том, что случай с детским клубом «Огонек» - это не махинации отдельного человека, а целенаправленная политика ГУПа по отношению к арендаторам и всем москвичам, которым «посчастливилось» иметь дело с этой организацией, стало ясно, когда сменилось начальство ГУПа. Новое руководство в лице г-на Томашевского стало выкручивать руки руководству «Огонька», основываясь на кабальном, и очевидно, юридически неправомочном договоре аренды. Первое, что сделала новая команда - в крайне доходчивой и циничной форме объявила, что клуб будет платить полную рыночную стоимость аренды, так как «вопросы детства ГУП ЭВАЖД не волнуют».
В то время, как подобные «Огоньку» детские клубы платят льготную аренду - 1800 рублей в год за квадратный метр, как и другие некоммерческие организации, арендующие помещения напрямую у департамента имущества Москвы, «Огонек» должен платить полную рыночную стоимость аренды, не считая ежегодный повышающий коэффициент. То есть, счет за полуразрушенный подвал выставили по ставке офисного помещения бизнес-класса. Деньги же при этом в бюджет города не доходят – все расчеты направляются прямиком на счет ГУП ЭВАЖД, откуда потом бесследно испаряются.
Кроме этого, ГУП выставляет клубу жесткое требование оплачивать эксплуатационные платежи на содержание и обслуживание, чем нарушает установленные законом нормы – за эксплуатацию и техническое обслуживание общедолевого имущества дома, по закону обязаны нести расходы собственники помещения, но не арендаторы. ГУП же получает от города ежегодные многомиллионные субсидии на эти цели, при этом фактически ремонт и техническое обслуживание клуб осуществляет самостоятельно.
В итоге существование детского клуба полностью зависит от доброй воли ГУП ЭВАЖД - коммерческой структуры. Правда, этой доброй воли нет и в помине. Руководство ГУПа имеет по договору право произвольно повышать ставки аренды и успешно этим пользуется. Попытка встретиться и объяснить ситуацию господину Томашевскому закончилась, по словам Ольги Перовой, разговором с одной из его заместителей, Анжелой Пуховой, начавшей беседу игривой фразой: «Когда платить будем?» Позиция ГУПа на словах проста: вас обмануло прежнее руководство - это не наши проблемы, на ГУП ЭВАЖД законы Москвы не распространяются, не можете платить, арендуйте помещение в Бутово, и если вы такой уникальный педагогический коллектив – родители будут возить детей к вам.
И эти слова говорятся на фоне общей государственной политики! В последние годы принято множество нормативных актов в поддержку деятельности организаций, занимающихся развитием и воспитанием подрастающего поколения. Однако, это не мешает ГУП ЭВАЖД гнуть свою линию и делать вид, что законы страны и города их не затрагивают, и политика по отношению к детям у ГУП своя – сугубо меркантильная.
Очевидно, что «Огонек» просто крайне цинично выживают из помещения. «У нас с ГУП ЭВАЖД разные ценности», - говорит Ольга Юрьевна Перова, пытаясь отстоять маленький уютный детский мир для 50 воспитанников. Возможно, магазин с лицензией на алкоголь потянул бы такую аренду, но детский клуб - никогда. Фактически, вопрос о его устранении из помещения - дело нескольких месяцев. Если Ольге Перовой не удастся защитить свое дело, которое начала ее мать много лет назад, то «Огонек» погаснет. Переезжать в Бутово они не собираются, хотя и там детские педагоги на фоне тотального дефицита детсадов и развивающих центров будут тоже востребованы. Но воспитание детей - это не бизнес. Все небольшие средства, собранные с родителей, идут на аренду, оплату труда педагогов, налоги, ремонт и развитие клуба. С такой баснословной арендой теперь этого явно недостаточно, чтобы выжить.
Поддерживают Ольгу Перову в этой неравной борьбе с ГУПом не только коллеги и родители детей, но и Глава управы Хамовники – Владимир Азаров, знающий о ситуации с «Огоньком». Чиновник и родители пишут письма во все профильные департаменты и мэру Москвы. В результате, инспекторы, пришедшие из департамента имущества Москвы, покачав головами, открыли, что путь к спасению существует – город, как собственник помещения, может просто забрать его у ГУПа, восстановив статус кво. Главе департамента имущества Москвы Наталье Сергуниной по силам положить конец мучениям «Огонька» одним своим решением.
Самое неприятное в этой ситуации, то, что чиновники разных инстанций признают несправедливость ситуации с «Огоньком», даже готовы посочувствовать, «что так несправедливо обошлись с детским центром». Но пока продолжаются эти разговоры в пользу бедных, юридическая машина работает, колесики крутятся, ГУП перемалывает детские судьбы, и все с этим, похоже, согласились. Раз существует договор, пусть подписанный с очевидными нарушениями – ничего уже исправить нельзя. А предвыборные лозунги «Москва для жизни, для людей», видимо, останутся только на плакатной бумаге - деньги теперь городу нужнее, чем дети.