Пил, пью и буду пить
Проблема пьянства вновь стала актуальной в спорте
Внимание наших любителей волейбола на этой неделе приковано к мужскому чемпионату Европы, который проходит в Чехии и Австрии и широко освещается российским телевидением. По телевизору смотрит этот турнир и еще недавно игрок сборной страны Алексей Спиридонов. Быть сейчас вместе с командой ему помешала довольно пикантная причина – неоднократное нарушение режима. Иным словом – пьянство, которое повлекло за собой беспрецедентное для современного отечественного спорта наказание. Хотя вместе с тем и неоднозначное, вызвавшее полемику в волейбольных кругах.
Случай Спиридонова действительно уникальный. Конечно, не в том плане, что спортсмен нарушил режим во время подготовки к чемпионату Европы. И даже не в том, что сделал это не в первый раз по ходу сезона. Дело в том, что доигровщик подмосковной «Искры» был не только отчислен из национальной сборной, но и подвергнут реальной дисквалификации на полгода, которая распространяется и на его выступление за клуб. Чашу терпения руководства Всероссийской федерации волейбола переполнил инцидент, когда Спиридонов загулял накануне выезда сборной в Польшу на турнир «Мемориал Вагнера». Ведь он уже едва не был выведен из состава команды по ходу Мировой лиги-2011 за аналогичный срыв. Тогда наставник наших волейболистов Владимир Алекно и ВФВ решили дать 23-летнему спортсмену шанс исправиться, тем более учитывая, что он только дебютировал в сборной, и весьма успешно. А в итоге Спиридонова отстранили на шесть месяцев от участия в официальных матчах плюс дисквалифицировали еще на полтора года условно. Кстати, вместе с ним и за то же самое был наказан молодой либеро казанского «Зенита» Алексей Обмочаев. Он получил два года условно, на первый раз.
«Мы вынесли Спиридонову, пожалуй, самое мягкое наказание, – сообщил в беседе с «НИ» генеральный директор Всероссийской федерации волейбола Александр Яременко. – Человек, приглашенный в сборную, не должен забывать, что за свою игру и поведение он несет ответственность перед всей страной. А случай в Новогорске – далеко не первый за недолгое пребывание Спиридонова в команде. Мы его уже предупреждали, и он нам честное слово давал, что больше не будет нарушать дисциплину. Но накануне вылета в Польшу ночью выбрался с территории подмосковной базы и отправился на очередную гулянку!.. Такое отношение к делу просто неприемлемо! А почему я считаю наказание мягким? Просто Алексей пропустит лишь 10 или 11 матчей предварительного этапа чемпионата России. Это не так уж и много. Кроме того, сначала члены президиума ВФВ хотели дисквалифицировать Спиридонова на более длительный срок, но потом смягчили вердикт. Думаю, это пойдет Алексею только на пользу. Да, он провел несколько хороших матчей в карьере, получил приглашение в сборную, но тут же подхватил звездную болезнь. Ну это не дело, когда спортсмен четыре дня в неделю тренируется, а три – пьет. Какой прок от таких «занятий»?.. Наша федерация никогда не будет относиться к подобным инцидентам формально, хотя надеюсь, они больше не повторятся. Мы не собираемся действовать по принципу «выпил кружку пива – выговор, а бутылку водки – дисквалификация». Просто есть регламент, в рамках которого мы имеем право варьировать наказание в зависимости от конкретной ситуации и тяжести проступка. К слову, был случай, когда легендарного советского волейболиста Юрия Сапегу по инициативе великого тренера Вячеслава Платонова за аналогичное нарушение дисквалифицировали на год, лишив звания заслуженного мастера спорта, опустив его до перворазрядника. Но Сапега не сломался, пересмотрел свое отношение к делу и, отбыв дисквалификацию, вернулся в сборную, снова получил звание заслуженного мастера, выиграв множество турниров. Вот и у Спиридонова есть время подумать, что для него важнее – спорт или гулянки... Выбор за ним. Повторяю, он пропустит не так уж много времени, и если возьмется за ум, то ничего не потеряет, а только приобретет. И дорога в сборную для него не закрыта».
Между тем сам Алексей пока воздерживается от комментариев. Известно лишь, что он собирается обжаловать через третейский суд наложенные на него санкции, в том числе лишение премии за участие в победной для сборной России Мировой лиге-2011. Зато своим мнением поделился генеральный директор «Искры» Андрей Бельмач. «Мне кажется, необходимо разграничить отношения игрока с клубом и сборной, – считает он. – В конце концов, волейболист получает зарплату именно в клубе, даже в то время, когда находится в сборной. А что сейчас происходит?.. Во-первых, найти хорошего игрока не так-то просто, а мы на полгода лишились доигровщика уровня первой команды страны. Во-вторых, полгода мы будем вынуждены в полном объеме выплачивать зарплату спортсмену, который не выходит на площадку! А на каком основании клуб может ее урезать? Любой спортивный агент скажет: покажите бумаги, подтверждающие, что мой подопечный нарушил режим. А у нас таких бумаг нет! В клуб прислали лишь решение президиума ВФВ, в котором говорится, что Спиридонов дисквалифицирован. Но где основания, подтверждающие тот факт, что он этот режим нарушал? Для того чтобы действовать, мне нужны именно задокументированные факты, а не просто слова. Наверное, нужно было отправить спортсмена на освидетельствование. Другими словами, каждый шаг должен быть запротоколирован. И вот тогда клуб имел бы возможность и зарплату снизить. Вообще, я считаю, что в регламенте должно быть очень четко прописано, за что и на основании каких документов можно наложить дисквалификацию на волейболиста. Тогда и клубу будет намного легче «разруливать» такую ситуацию. Надо понимать, что мы живем по контрактам. А сейчас клубу нужно как-то заново выстраивать отношения со Спиридоновым. И терять талантливого игрока не хочется».
Сложившуюся ситуацию на правах независимого эксперта прокомментировал президент и тренер белгородского «Белогорья» Геннадий Шипулин. «Я считаю, что со Спиридоновым поступили слишком жестко. Можно отчислить из сборной, лишить премии – это я понимаю. Но пусть парень играет за клуб и не теряет квалификацию! Кроме того, волейболист высокого уровня – это штучная профессия. Чтобы воспитать талантливого игрока, требуется очень много времени, а погубить спортсмена легко. Для кого-то и полгода простоя – конец карьеры. Кроме того, федерация поставила в трудное положение клуб Спиридонова. В моей тренерской практике были случаи, когда игроки пили. И проще всего было бы их дисквалифицировать, выгнать. Но тренер – это педагог и должен по крайней мере пытаться как-то повлиять на своего подопечного, а не рубить сплеча. Иначе, может быть, сам тренер где-то в чем-то недоработал? И еще не нужно забывать, что век спортсмена короток, и нельзя лишать его права на профессию. Кстати, два волейболиста, у которых были те же проблемы, что и у Спиридонова, сумели себя преодолеть и сейчас выступают в составе сборной на чемпионате Европы. Понятно, по этическим соображениям я не буду называть их фамилии».
Впрочем, ответственность за случившееся все-таки лежит в первую очередь на самом Спиридонове, который, образно говоря, перефразировал известное выражение футбольного форварда Александра Кержакова. Тот говорит: «Бил, бью и буду бить», а Алексей своим поведением – иначе: пил, пью... Под таким же девизом жили многие спортсмены. Например, знаменитый американский горнолыжник Боде Миллер хорошо известен тем, что не раз спускался с крутых склонов под градусом, в том числе на крупных соревнованиях. В одной из телепередач он сказал: «Это все равно, что водить автомобиль в нетрезвом виде». Когда ведущая спросила, намерен ли он расстаться с вредной привычкой, то горнолыжник уверенно ответил «нет». Правда, пьянство удивительным образом не помешало Миллеру стать олимпийским чемпионом. А чего стоят знаменитые английские футболисты Пол Гаскойн и Тони Адамс, не раз лечившиеся от алкоголизма. Газза в своей автобиографии признавался, что были периоды, когда он выпивал по четыре бутылки виски в день. А болельщики «Тоттенхэма» хорошо помнят, как сразу после матча, даже не переодевшись, он вбегал в клубный бар и залпом выпивал пинту пива. Адамс в «лучшие времена» выпивал в среднем два литра пива за час, а его вечерняя норма составляла порядка 10(!) литров этого напитка...
На память приходит инцидент с нашим прыгуном в высоту Иваном Уховым. Три года назад спортсмен «блестяще» выступил на турнире в Лозанне. Накануне старта смешал водку с «энергетиком» и вышел в сектор, мягко говоря, не совсем трезвым. Видео с «попытками» Ухова появились в Интернете, и наутро он проснулся с больной головой, но «знаменитым». Главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков назвал случившееся позором и подчеркнул, что Ухова ждет годичная дисквалификация. Позже выяснилось, что срыв был связан с личными проблемами – Ивана бросила любимая девушка. Тем не менее «дело Ухова» разбиралось на заседании Международной федерации легкой атлетики. В итоге вместо дисквалификации спортсмену было вынесено строгое предупреждение. А вскоре Ухов стал одним из лидеров мировых прыжков в высоту, каковым является и сейчас. Трудно представить, что случилось бы, если бы Ивана все-таки дисквалифицировали.