Шедевры Шереметьевской таможни
При ввозе в Россию задержаны произведения искусства на $20 млн
Вчера стало известно, что Шереметьевская таможня с 18 октября задерживает на своем складе произведения на сумму около $20 млн. Картины Пабло Пикассо, Эдуарда Мане, Анри Матисса и других западных мастеров должны были быть ввезены для экспонирования на Российском антикварном салоне (с 20 по 28 октября) и в московской галерее "Школа".
41 произведение искусства почти месяц хранится на складе "Шереметьево-Карго". Это работы Эдуарда Мане, Пьер-Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Хуана Миро и старых мастеров, каждая из которых кроме культурной ценности (подтвержденной соответствующими документами) имеет еще и ясно обозначенную рыночную стоимость. "Натюрморт" Пабло Пикассо 1937 года оценен в $3 млн, "Корзина цветов" Эдуарда Мане - $4 млн, "Маленький голубой локомотив" Лионеля Фейнингера - $1,8 млн. Московская галерея "Школа" ждала их от своего партнера, нью-йоркской галереи Chowaiki/Mosionzhnik, для того чтобы выставить их частично на Российском антикварном салоне, а потом в собственном помещении на Неглинке.
При ввозе (это было 18 октября) был проведен таможенный досмотр картин в присутствии эксперта Министерства культуры, подтвердившего, что ввозимые работы являются культурной ценностью. По словам владельцев, было представлено и письменное подтверждение того, что картины ввозятся временно. Однако выдавать груз таможенники отказались. Жалобы начальнику Шереметьевской таможни Александру Кочнову, по словам владельцев, не возымели результата. Таможенники не просто не отдали картины, но и не стали объяснять, в чем причина задержки. Начальник управления по сохранению культурных ценностей Россвязьохранкультуры Виктор Петраков также обратился к таможенникам с просьбой разъяснить ситуацию и также не получил ответа.
В беседе с корреспондентом господин Петраков затруднился сформулировать разумную причину задержания и даже предположил, что таможенники подозревают, что в Россию хотят ввезти копии, а вывезти потом подлинники, и потому ждут собственной экспертизы. Хотя едва ли они так наивны, чтобы полагать, что где-то в России таится запас импрессионизма на $20 млн.
Возможно, дело в том, что сейчас движение искусства через границу резко оживилось. Новые правила (частные лица могут ввозить культурные ценности без оплаты пошлины) позволили в принципе ввести новую схему торговли произведениями искусства в России. Вещи ввозятся на временные выставки и здесь встречаются с потенциальными покупателями. Продавать их в России неудобно и для продавца, и для покупателя: слишком высоки пошлины и налоги, которые придется при этом платить. Когда вещи возвращаются домой, покупатели отправляются за ними и ввозят их на правах частных коллекционеров.
Раньше вещи ввозили почти только музеи - не потому, что аукционным домам или галереям это было запрещено, а просто смысла не было. Теперь к нам из-за рубежа потек поток импрессионистов, модернистов и старых мастеров. За этот поток отвечают профессиональные перевозчики, работающие с произведениями искусства. Страховка, логистика, налаженные связи - этим располагают лишь несколько работающих в России фирм.
Участники Московского международного салона изящных искусств пользуются для ввоза и вывоза услугами государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Свою последнюю предаукционную выставку Sotheby`s привозил в Москву при помощи компании "Арт-курьер". Тот же "Арт-курьер" без проблем привозил современное искусство из коллекции нью-йоркской галереи Лари Гагосяна в выставочный зал в подмосковной Барвихе. Christie`s всегда сотрудничает с финской компанией "Нурминен". В России работает известнейший немецкий перевозчик "Хазенкамп", к его помощи прибегает, например, Русский музей. В Петербурге оперирует компания "Хепри", которая является официальным перевозчиком Эрмитажа.
Арт-дилеры, которые перевозят не целые выставки, а отдельные вещи, пользоваться дорогостоящими услугами перевозчиков не могут. Они-то и страдают чаще всего. Неоднократно из-за задержек на таможне небольшие зарубежные галереи не успевали принять участие в Российском антикварном салоне. В рамках последнего салона пришлось даже устраивать круглый стол по вопросам ввоза-вывоза. На конкретные вопросы арт-дилеров ("у меня сняли с поезда две картины, что делать?") присутствовавшие таможенники ответили: "обычно удается достигнуть договоренности". Это неудивительно - процедура не прописана, а статус "культурная ценность", облегчающий процедуру, туманен.
В пакет услуг любой из компаний-перевозчиков входит растаможивание груза, которое оказывается одной из важнейших позиций: от него во многом зависит сроки доставки и сохранность произведений. У каждой из компаний свои методы работы с таможней, и каждая из них заинтересована в расширении клиентуры.
Галерея "Школа" решила ввезти произведения не пользуясь услугами компании-перевозчика, а по упрощенной схеме "карнет АТА", принятой более чем в 60 странах, когда ответственность за коллекцию возлагается на конкретного представителя, которым в данном случае выступает директор нью-йоркской галереи Тодд Хатчесон. Он уже почти месяц вынужденно сидит в Москве, но, видимо, так и не смог вникнуть в особенности работы российской таможни.
На момент сдачи номера ситуация была такова. Пресс-секретарь Шереметьевской таможни Елена Куварева заявила, что "по официальной версии, в настоящее время данный груз выпущен". Ринальдина Власова, директор галереи "Школа", сообщила, что "никакого груза мы не получили, как и уведомления о том, что его можно забрать". Так и представляются ящики с миллионными импрессионистами, стоящие под легким снежком у ворот Шереметьевской таможни.