Ароматная столица
Карта запахов Москвы
С потеплением традиционно обостряются все ароматы. В одни районы Москвы весна приносит приятный запах ладана, зефира и цветов, в другие – зловоние протухшего мяса, аммиака и рыбы. Впрочем, независимо от того, приятный запах или неприятный, он может негативно сказаться на здоровье постоянно нюхающих его местных жителей. Защититься же от зловония, как и от чересчур навязчивого аромата, сегодня практически невозможно. Официальные нормативы, устанавливающие, какой запах можно считать приемлемым, а какой нет, до сих пор находятся лишь в стадии разработки. Чадящее предприятие можно оштрафовать, если оно источает не только запах, но и образующие его химические вещества сверх установленной нормы.
Запах денег
Путешественники утверждают: у Москвы есть и общий, характерный запах, который отличает ее от других городов мира. «У вас пахнет церковью, – рассказала «НИ» туристка из Литвы Нина Кротоль. – Даже не обязательно идти мимо храма, чтобы это почувствовать. Москвичи, наверное, уже настолько привыкли, что не замечают».
Специалисты более тонко дифференцируют запах города. По их словам, парфюмерная композиция Москвы полностью соответствует строчке из песни «Запах бензина и дорогих духов». «Еще несколько лет назад я бы сказала, что Москва пахнет шаурмой, – рассказала «НИ» член Парфюмерного клуба России Жанна Гладкова. – Сейчас, пожалуй, в городе доминирует аромат денег: пахнет дорогими духами, казино, японской кухней, а еще бензином и автомобильными выхлопами. Каждый район обладает своим, специфическим духом. В целом же запах очень специфический и эклектичный».
Впрочем, по словам г-жи Гладковой, каждый аромат имеет свой, особый дух. Например, на «Университете» сейчас пахнет полевыми цветами, на Воробьевых горах отчетливо прослеживается аромат сирени, а в Новых Черемушках царит ванильный аромат.
Кофе с зефиром
На карте Москвы действительно немало благоухающих мест. У станции метро «Фрунзенская» пахнет свежей листвой: поблизости разбито несколько парков. Розами веет в районе Речного вокзала: летом здесь самый большой открытый фестиваль цветов. На Динамо пахнет земляникой – со знаменитого «Большевика», в Сокольниках – конфетами «Бабаевскими», а на Новокузнецкой – «Рот-Фронтом». До самого Лаврушинского переулка доносится шоколадный аромат «Красного Октября». «Со стороны парка Горького пахнет зефиром, – рассказал «НИ» москвич Игорь Горбунов. – Со стороны набережной – конфетами, а с заднего фасада – туда обычно никто не заходит – вафлями. Зависит это от расположения цехов на «Октябре». Вот в мою форточку каждое утро веет карамелью. Сначала было приятно, а теперь специально стеклопакеты поставил – раздражать начало».
Бодрящим ароматом кофе могут наслаждаться жители улицы Электрозаводской. «У нас неподалеку один из самых крупных кофейных магазинов Москвы, – пожаловалась «НИ» жительница этого района Алла Буркова. – Если ветер дует в нашу сторону, то кофе можно даже не заваривать. Я уже лет пять не могу его пить – настолько нанюхалась».
В столице есть несколько мест, которые привлекают любителей подышать табачным дымом. На Поварской улице расположен элитный английский табачный салон. Запах, доносящийся оттуда, принято называть «истинно джентльменским». Но не всякий дым Отечества сладок и приятен. Неподалеку от станции метро «Юго-Западная» тоже пахнет табаком, но уже отечественного производства. В смеси с выхлопными газами от МКАДа, запахом биотуалетов и бомжей этот аромат оказывает буквально сногсшибательный эффект. «Даже не сразу понимаешь, что это табак – пахнет протухшими тряпками, – рассказала «НИ» продавщица Эллина Беджанова. – Запах очень неприятный, к вечеру даже начинает болеть голова».
Еще одно «табачное» место находится в Южном округе столицы. Около станции метро «Домодедовская» расположена фабрика, производящая сигареты. После многочисленных жалоб местных жителей экологи провели в районе фабрики замеры воздуха, и оказалось, что в составе выбросов нет веществ, превышающих норму. А запах остался.
В Москве есть даже места, где можно почувствовать себя, как на рыбалке. Весьма отчетливо ощущается запах рыбы на Фрунзенской набережной и на Воздвиженке. Старожилы говорят, что здесь располагается магазин свежих морепродуктов.
Запахи фабричные
Обонятельных ужасов в столице тоже предостаточно. Пищевые комбинаты, мусоросжигающие заводы, очистные сооружения – все это формирует аромат Москвы, не всегда приятный. «С жалобами на распространение неприятного запаха к нам обращаются каждый месяц, – рассказала «НИ» начальник информационно-аналитического отдела «Мосэкомониторинг» Полина Захарова. – В основном претензии вызывают фабрики, заводы по производству парфюмерии, реже – рестораны и кафе, расположенные в жилых домах».
Большое число обонятельных нареканий вызывают и мясоперерабатывающие комбинаты. Так, например, москвичи жалуются на запах от Таганского мясокомбината. Горожане характеризуют его как «самый отвратный запах, который может давать производство» и проводят сравнения с «разложившейся тушей, пролежавшей на солнце месяц». Увы, даже современные очистные сооружения не уничтожают все запахи.
Отнюдь не розами пахнет также в Капотне, где действует нефтеперерабатывающий завод, и в районе промзоны на шоссе Энтузиастов. «Особенно сильно это проявляется на юго-востоке столицы, куда обычно дует ветер. Запах усиливается из-за большой загазованности воздуха и переизбытка автомобилей, а также из-за уменьшающегося количества зеленых насаждений», – заявил «НИ» председатель экологической организации «Экозащита!» Владимир Сливяк.
Авгиевы конюшни
Не дают покоя горожанам и вполне живые друзья человека. «Я живу в Зоологическом переулке, – рассказала «НИ» москвичка Татьяна Воробьева. – Рядом с моим домом находится слоновник. Видимо, весной там проводят генеральную уборку, поэтому периодически сильно несет отходами жизнедеятельности животных». Похожий запах, по словам местных жителей, источает и Театр зверей им. Дурова.
Мешают вздохнуть полной грудью и отходы жизнедеятельности людей. В частности, москвичи и туристы отмечают мобильные туалеты, от которых в общественных местах разливается несравненный аромат. Стационарных туалетов Москве катастрофически не хватает, а биотуалеты не отличаются герметичностью. Весь Таганский район пропах канализацией. Там проложены одни из самых старых водопроводных труб в городе, что обеспечивает жителям стойкий запах органики.
С более неприятным явлением уже много лет приходится мириться жителям района Нагатина. Ежегодно с наступлением тепла они вынуждены вдыхать устойчивых запах фекалий. Восточный ветер приносит «аромат» расположенной неподалеку Курьяновской станции аэрации. «Из-за этого отвратительного запаха невозможно открыть окна, – посетовал «НИ» москвич Геннадий Никеров. – Причем кроме улицы Новинки, где я живу, страдают и жители Коломенской набережной, улицы Речников. Десятки тысяч людей по нашу сторону реки и столько же при западном ветре по другую сторону реки отравляются этим канализационным воздухом».
По Кольцевой в противогазе
Пахнет не только на земле, но и под ней. Работники метрополитена уверяют: базовая нота столичной подземки – креозот. Это вещество, которым обрабатывают шпалы на новых линиях, например, Люблинской или Бутовской ветке. А дополняют аромат бездомные, которые прочно обосновались на Кольцовой ветке и в переходах метро. «Раньше мы регулярно промывали туннели, тщательно прочищали станции, – сообщила «НИ» председатель Независимого профсоюза Московского метрополитена Светлана Разина. – Теперь же убираться в метро, продираясь сквозь толпу людей, проблематично. На отдельных станциях, например, Калужской линии, практически не работает вентиляция. А на Сокольнической линии система очистки не менялась с 1935 года». В итоге летом в часы пик в вагонах пахнет как на рыбных рынках Парижа средних веков.
Особый запах имеет и железная дорога. «Когда я только начинал водить автомобиль, мне постоянно казалось, что машина начинает гореть на определенном участке по дороге на работу, – рассказал «НИ» москвич Геннадий Прошкин. – Только через несколько недель я выяснил, что этот участок Третьего кольца проходит над самым большим в московском железнодорожном узле отстойником пассажирских вагонов Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов. Хотя сама железная дорога у нас давно электрифицирована, титаны для кипятка до сих пор топятся углем. Отсюда и пугавший меня специфический вокзальный дымок».
Экспертный нюх
Впрочем, любые сильные запахи – не важно, приятные или неприятные, могут навредить здоровью человека. «Большое количество москвичей-аллергиков связано с обилием сильно пахнущих мест, – объяснила «НИ» аллерголог-иммунолог Ирина Шамонина. – Организм человека особенно бурно реагирует на строительные, лакокрасочные запахи, которые представляют собой смеси ядовитых веществ, вызывающие стойкую аллергию. Нельзя по умолчанию относить вкусные запахи к «хорошим», а неприятные – к «плохим». В равной степени они могут вызвать негативную реакцию организма. Например, в районе «Динамо» располагается знаменитая парфюмерная фабрика «Свобода», на территории которой расположены три цистерны с аммиаком».
Ситуация осложняется еще и тем, что официальных нормативов для определения запаха еще не выработано. «Довольно сложно определить, какие именно запахи и какой именно силы могут принести вред здоровью, – рассказал «НИ» заведующий лабораторией гигиены атмосферного воздуха НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Мигмар Пинигин. – В России считается недопустимым запах, который навязчив, однако конкретные нормативы пока что находятся в стадии разработки. Стоит задача установления четкой грани между приемлемой и неприемлемой силой запаха. На сегодняшний день самая лучшая оценка – субъективная, которая при достаточном количестве исследований становится более или менее достоверной».
Шанс избавиться от навязчивых запахов у москвичей есть только в том случае, если пахнет не что-нибудь, а вредные химические выбросы: «В 2003 году были определены штрафы за выброс в воздух химических элементов, – рассказал «НИ» президент Союза за химическую безопасность Лев Федоров. – С завода, который «поставляет» в атмосферу излишне «вонючие» вещества, например, метилмеркоптан, взимается штраф в несколько раз больше, чем с тех предприятий, которые загрязняют атмосферу непахнущими элементами».
ДУХ СТАРИНЫ
Историки убеждены: в XIX веке Москва вполне могла бы побороться за звание самого зловонного города Европы. Несоблюдение санитарных норм и правил гигиены торговцами, лавочниками и простыми обывателями было постоянной головной болью муниципалитета. Городские свалки и отхожие места даже играли роль ориентиров. В некоторых путеводителях того времени прямо указывалось, что «такая-то гостиница находится в 40 шагах от отхожего места» или «свалки». К примеру, одна из самых крупных городских помоек располагалась на месте нынешнего парка Горького. «Кроме описанного Гиляровским Хитрова рынка, где санитария не соблюдалась в принципе, пожалуй, самым вонючим местом в Москве был Охотный Ряд, – рассказал «НИ» заместитель декана исторического факультета МГУ, доцент Алексей Власов. – Мясные и рыбные лавки, которые там размещались, заполняли округу смешанным «ароматом» свежего и залежалого товара. С рыбой и мясом успешно конкурировала только кислая капуста, которая, по воспоминаниям современников, нередко перебивала все остальное». С 70–80-х годов XIX века городские власти начали борьбу за чистоту воздуха. К лавочникам наведывались комиссии специальных инспекторов, которые в случае нарушения правил гигиены могли оштрафовать нерадивого торговца. Впрочем, это мало что изменило. Залежалый и гнилой товар продолжал источать неприятные запахи, только теперь из подвалов.