Борису Немцову отказали в доверии даже соратники
Неожиданный результат принес предварительный праймериз относительно возможного единого кандидата от несистемной либеральной оппозиции на предстоящих в 2012 году президентских выборах. Политическим старожилам Борису Немцову и Михаилу Касьянову было отказано в доверии даже членами их собственных движений.
Виртуальное голосование, прошедшее в политической блогосфере среди участников незарегистрированной партии «Парнас», должно было ответить на вопрос: кого члены партии, если она будет зарегистрирована, готовы выдвинуть в качестве единого кандидата в президенты. Однако результат получился неожиданный. Во-первых, выяснилось, что между активистами учредивших «Парнас» организаций - «Демократический выбор» Владимира Милова, Российский народно-демократический союз Михаила Касьянова, Республиканская партия Владимира Рыжкова и «Солидарность» Бориса Немцова — гораздо больше разногласий, чем единства. Члены каждой из упомянутых структур агитировали не столько за «своего» кандидата, сколько против «чужих». Во-вторых, обнаружилось, что, например, члены «Солидарности» вовсе не считают своего лидера Бориса Немцова реальным лидером либеральной оппозиции. Более того, в сообществе самой же «Солидарности» в Живом журнале содержится призыв голосовать не за Немцова, а за его конкурента Владимира Рыжкова.
Судя по всему, большинство членов «Солидарности» именно так и поступили: по результатам голосования победил Владимир Рыжков (31,6 %), с небольшим отрывом от него — Владимир Милов (29,6 %). Что касается, казалось бы, более авторитетных и известных политиков Бориса Немцова и Михаила Касьянова, то они набрали неубедительные 13,6 % и 8,3 % соответственно.
Значит ли это, что у несистемной либеральной оппозиции появились новые лидеры, а старые — и по возрасту и по степени поддержки участников движения — оказались на вторых ролях?
Сочувствующая либеральному движению в целом, но не состоящая ни в одной из партий Ирина Хакамада на этот вопрос ответить затруднилась. «Ну, не знаю, - неуверенно сказала она. - Наверное, это просто нормальная борьба, мнения бывают разные»...
Гораздо более определенно о своих конкурентах ранее высказывался Владимир Милов. Он говорил о «Солидарности» Бориса Немцова, как о силе, разрушающей либерально-демократическую оппозицию, а лично себя «отстраивал» от Немцова и Касьянова, как человека, не замешанного в коррупции и секс-скандалах.
«Антирейтингом» назвал результат Бориса Немцова и президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Правда, фигуру Владимира Милова в качестве лидера либеральной оппозиции он оценивает также не слишком высоко. «Им необходимо для начала выбрать хотя бы лидера, который имеет меньший антирейтинг в тусовке, а не только в обществе, - говорит политолог. - Который меньше других со всеми ссорился, который является менее неприемлемым», то есть, по сути, из четырех зол выбрать наименьшее. "Немцов и Милов - фигуры аллергенные, - считает политолог, - что для наблюдателей-читателей-блогеров, что для социума в целом, что для самих "несогласных".
Слова политолога подтверждаются и данными соцопросов. И оппозиционный «Левада-центр» и государственный ВЦИОМ «дают» Борису Немцову самый низкий рейтинг среди оппозиционных политиков. Отсюда, вероятно, и призыв активистов «Солидарности» голосовать за кого угодно, только не за своего лидера.
Все это, по мнению директора Центра политологических программ "Фонда Горбачева" Александра Ципко, говорит только об одном — о том, что Борису Немцову, "как раньше уважаемой Ирине Хакамаде", пора "принять тяжелое, но нужное решение об уходе из политики".
"Немцов относительно молод, активен, но необходимо признать, что его политическая карьера подошла к концу, что после 90-ых, после проигрышей (СПС - прим.ред.) у него нет сколь бы то ни было значительных электоральных перспектив", заключил политолог.
С ним согласны и активисты «Солидарности». «Народ! - пишет участник ЖЖ-сообщества «Солидарности» kirillovivan, - Вы знаете, что нам выгодно чтобы Милов повёл нас на президентские выборы (в принципе можно и Рыжкова).
У остальных уже репутация не та».