И целого ТоАЗа мало…
Конфликт вокруг химкомбината в Тольятти грозит России новыми международными претензиями. На этот раз – по вине главы «Уралхима» Дмитрия Мазепина
На воскресенье 22 ноября было намечено годовое общее собрание акционеров ОАО «Тольяттиазот». Но мероприятие не состоялось из-за отсутствия кворума. Напомним, что по закону «Тольяттиазот» должен был провести собрание в срок от 1 марта до 30 июня, дабы подвести итоги работы компании в 2014 году. Но ни 24 мая, ни 13 сентября оно не состоялось. По той же причине. А в сентябре еще и из-за смены основного собственника.
Не секрет, что за последние полтора года борьба за контроль над сверхприбыльным предприятием резко усилилась. Попытки миноритарного акционера, главы «Уралхима» Дмитрия Мазепина (в настоящее время ему принадлежит 9,74% акций), любыми путями выдавить нынешний менеджмент и владельцев с ТоАЗа пока желаемых результатов не приносят. Хотя суды с завидным постоянством в последнее время принимают все необходимые для него решения. Видимо, олигарх нашел путь к сердцу Фемиды. Помимо этого в разное время в ход обильно шли «черные» pr-технологии, начиная от обвинений в поддержке участников украинского Майдана и заканчивая явно надуманными претензиями экологов.
В сентябре показалось, что удача от Мазепина отвернулась. Тогда руководители предприятия (председатель совета директоров Сергей Махлай и его отец, совладелец предприятия Владимир Махлай) объявили, что продают мажоритарный пакет акций международному инвестиционному фонду Credit Mediterranee SA, который принадлежит экс-президенту Калмыкии, президенту Международной федерации шахмат Кирсану Илюмжинову. Так как фонд не мог приобрести ценные бумаги, находящиеся с лета 2015 года под арестом в рамках уголовного дела, то купил иностранные компании, которые владеют мажоритарным пакетом (он получил более 70% акций).
Однако появление в данной теме фигуры г-на Илюмжинова, ранее не замеченного в интересе к химической отрасли, навело экспертов на мысль, что на самом деле за сделкой стоят другие люди. В частности, Forbes, ссылаясь на свои источники, сообщил, что настоящий интересант - владелец компании «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг, который имеет ряд активов в химотрасли и хотел бы приобрести крупнейшего в мире производителя аммиака. В качестве еще одного потенциального покупателя называли и Сулеймана Керимова. Правда, ни одна из сторон своей заинтересованности официально не подтвердила.
После этой сделки Дмитрий Мазепин сильно занервничал. Хотя судебная составляющая его плана продолжала работать на «отлично». В начале ноября Верховный суд России признал незаконной схему продажи по заниженной цене продукции «Тольяттиазота» швейцарской Nitrochem Distribution, так как компании являются взаимозависимыми. Такой вывод был сделан судом в ходе рассмотрения дела о доначислении ТоАЗу 525 млн рублей налогов за 2010 год. Теперь факт продажи «Тольяттиазотом» продукции по заниженной цене взаимозависимой компании Верховным судом подтвержден и является преюдициальным, то есть доказывать его больше не придется. Это может серьезно облегчить стороне Мазепина дальнейшие шаги в обвинении противоположной стороны в финансовых злоупотреблениях на предприятии.
Напомним, что в конце 2012 года Следственный Комитет РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Налоговики и следователи считают, что завод продавал свою продукцию по заниженной цене той самой Nitrochem Distribution AG — дочерней структуре Ameropa AG Андреаса Циви, который, в свою очередь, владеет 12% акций «Тольяттиазота». А трейдер реализовывал продукцию уже по рыночной цене, лишая государство налогов, а миноритарных акционеров ТоАЗа - прибыли. В декабре 2014 года суд заочно арестовал председателя совета директоров ТоАЗа Сергея Махлая, совладельца Владимира Махлая, главу Ameropa Андреаса Циви и директора Nitrochem Беата Рупрехта. Все они разыскиваются Интерполом.
Однако эта стратегическая победа Мазепина не принесла ему немедленного тактического успеха. Как бы то ни было, но сейчас оперативное управление ТоАЗом осуществляет экс-глава Калмыкии, а продажи продукции завода по-прежнему осуществляются через швейцарские Ameropa и &Nitrochem.
В преддверии годового собрания акционеров противники Махлаев, судя по всему, предприняли попытку сорвать мероприятие. Для этого были использованы местный ресурс и технологии конца 90-х. В издании «Новый Регион» было размещено объявление о проведении собрания, но только время и место там были указаны другие. Да и подпись организаторов – «Оргкомитет «Тольяттиазот-2015» - ничего общего с законными владельцами не имела.
Как считают в Тольятти, за этим могут стоять структуры, связанные с Дмитрием Мазепиным. В связи с этим менеджмент ТоАЗа был вынужден распространить официальную информацию о том, что ««ОАО «Тольяттиазот» не уполномочивало третьих лиц распространять в СМИ информацию по вопросам созыва и проведения повторного годового общего собрания акционеров ОАО «Тольяттиазот», назначенного на 22 ноября 2015 г.».
Ситуация, сложившаяся вокруг ТоАЗа, сегодня мало предсказуема. С одной стороны, «Уралхим» прилагает серьезные усилия, чтобы, получив преимущество на судебном поле, «дожать» швейцарских трейдеров, а потом разобраться до конца и с Махлаями. Заодно плеснув ведерко дегтя в сторону Илюмжинова. С другой стороны, Дмитрий Мазепин, видимо, не понимает, что его лихой кавалерийский наскок на ТоАЗ может привести к негативным последствиям для всей Российской Федерации.
А дело вот в чем. В конце октября Андреас Циви обратился к российским властям (к президенту, правительству и Минюсту) с заявлением об ущербе, причиненном его компании данным уголовным делом. При его возбуждении имели место «многочисленные нарушения норм права со стороны РФ», в результате чего Ameropa потеряла $413–453 млн, считает он. Жалоба подана в ответ на действия кипрской Uralchem Holdings Мазепина. По словам Циви, тот оказывает на него давление, вынуждая продать ему свою долю. При этом Мазепин хочет приобрести контрольный пакет ТоАЗа по заниженной цене, для чего «намеренно предъявил ложные обвинения и не представил доказательств нанесенного ущерба». Проще говоря, швейцарец уже переквалифицировал себя в потерпевшего. И теперь, если Циви не получит справедливого рыночного предложения, он подаст в суд в международный арбитраж. В этом случае Россия рискует получить новый, пусть и не такой крупный, вариант «дела ЮКОСа». И вряд ли в Кремле и на Краснопресненской набережной г-ну Мазепину скажет за это «спасибо».